
В процессе обучения в школе каждый ребенок, взрослый хотя бы раз был вовлечен в конфликты (с другими учащимися, с педагогами или родителями), становился в них обидчиком, жертвой или невольным свидетелем. Поскольку при административном и уголовном наказании не проводится работа с подлинными причинами конфликтов и с чувствами конфликтующих, конфликты нередко остаются, по сути, неразрешимыми. Поэтому в нашей школе создана служба примирения. Школьная служба примирения – это команда взрослых (кураторов) и подростков (медиаторов), прошедших курс подготовки по медиации, которая стремится: — разрешить конфликтную ситуацию конструктивным способом; — дать возможность существующим в школе сообществам понять друг друга и увидеть в каждом человека, исходя из личностных, а не ролевых отношений; — снизить уровень агрессивности в школьном сообществе.
Правовой основой создания и деятельности служб школьной медиации является:
·Конституция Российской Федерации;
·Гражданский кодекс Российской Федерации;
·Семейный кодекс Российской Федерации;
·Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;
·Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
·Конвенция о правах ребёнка;
·Конвенции о защите прав детей и сотрудничестве, заключённые в г. Гааге, 1980, 1996, 2007 годов;
·Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»
Листопадова Наталья Геннадьевна
Адрес: г. Курск, ул. Радищева, д. 17, 3 этаж, каб. №305
Телефон: (4712) 70-28-28, (4712) 70 32 03
Факс: 8(4712) 70 32 03
E-mail: //60shkola.ru/for-students-and-parents/upolnomochennyi-po-pravam-rebenka/ deti@rkursk.ru"> deti@rkursk.ru
Прием граждан
Предварительная запись на личный прием граждан осуществляется по телефону
8(4712) 70-32-03 в рабочие дни с 9.00 до 18.00, перерыв с 13.00 до 14.00
Страница на сайте уполномоченноги при президенте российской федерации по правам ребенка http://deti.gov.ru/region/kursk
Официальные страницы Уполномоченного по правам ребенка в Курской области Натальи Листопадовой
Школьная медиация не ограничивается территорией образовательной организации. Важную роль в интеграции метода играет вовлечение семьи при условии, что родители (законные представители), обучены основам метода. Это позволит им не только хотеть, но и компетентно помогать детям в семье в сложных, потенциально конфликтных ситуациях. В частности, в трудные, критические периоды их жизни и становления.
В свою очередь, в образовательной организации конфликт будет разрешаться успешнее, если родители (законные представители) будут ориентировать ребенка на медиативный подход.
Таким образом, метод школьной медиации позволяет образовательной организации и семье воспринимать друг друга как партнеров, стремящихся к одной цели, и объединить их усилия для обеспечения безопасности и благополучия ребенка.
Медиация – это альтернативная форма разрешения конфликта или спора в присутствии третьего независимого и нейтрального человека.
Медиатор – это посредник, который создает условия для диалога между участниками конфликта, помогает им провести переговоры и принять решение, которое может стать выходом из сложившейся ситуации.
Школьная медиация решает ряд важнейших проблем, связанных с учебно-воспитательным процессом школы:
·обучение позитивной коммуникации, уважительного отношения друг к другу в детско-взрослых отношениях, конструктивному поведению в конфликте;
·разрешение конфликта, сохраняя межличностные и деловые отношения;
·профилактика и психокоррекции насилия и школьного буллинга;
·предупреждение школьных конфликтов, правонарушений и ситуации острого противостояния;
·воспитание умений вести диалог и выходить из конфликтных ситуаций без «потерь», отстаивать свои интересы и принимать другого человека, уважая его право на защиту собственных интересов.
Школьная служба медиации – это служба, созданная в образовательной организации и состоящая из педагогов, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода.
Цель деятельности Школьной службы медиации. Развитие практики миротворчества и медиации, пропаганда ценностей конструктивного поведения в конфликтных и спорных ситуациях, формирование культуры ненасилия и способности к взаимопониманию среди участников школьного сообщества.
Задачи деятельности ШПМ:
1. Обучение заинтересованных школьников и педагогов медиации, медиативного подхода, восстановительной коммуникации и другим типам восстановительных программ.
2. Оказание помощи школе и родителям в разрешении конфликтов и ситуаций правонарушений со стороны несовершеннолетних на основе принципов медиативного подхода.
3. Просвещение и проведение информационных мероприятий для учителей, учеников, администрации и родителей с целью донесения ценностей примирительного подхода в разрешении школьных конфликтов.
4. Снижение количества административного реагирования на правонарушения.
Принципы медиации:
·добровольность участия сторон в процедуре медиации;
·равноправие сторон конфликта;
·конфиденциальность;
·независимость и беспристрастность медиатора;
·сотрудничество и конструктивный характер медиации.
Выгоды медиации:
·Ранняя оценка ведет к раннему разрешению конфликта.
·В медиации нет виновных или проигравших спор.
·Медиация не предполагает навязанных кем-либо решений.
·Медиация способствует развитию коммуникативных навыков.
·Медиация направлена не на разрыв отношений, а на их сохранение и развитие.
Основные признаки медиации:
·присутствие медиатора, выполняющего функции посредника;
·присутствие всех сторон, участвующих в конфликте;
·полномочия принятия решения не передаются третьим лицам;
·принятие участниками конфликта на себя ответственности по его урегулированию;
·осознание необходимости изменения поведения, чтобы подобное не повторилось в будущем.
Кто может быть стороной в медиации:
· учащиеся
· педагоги
· родители
· администрация
· сотрудники школы
Структура ШПМ:
· Команда кураторов службы (один или 3-4 человека из числа представителей педагогического коллектива: заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог или психолог, а также представители родительского комитета).
· Медиаторы (10-15 человек из числа учащихся школы разного возраста, 2-3 человека из числа педагогов и родителей).
· Группа поддержки (из числа родителей, педагогов и учащихся).
Алгоритм создания ШПМ:
·Обучение педагогов, родителей и школьников технологии медиации.
·Развитие конфликтологической компетентности педагогов, родителей и школьников.
·Разработка и принятие положения о службе.
·Отбор школьников в службу примирения.
·Определение категории дел, с которыми работает служба.
·Определение и согласование с администрацией организационной схемы направления дел в службу примирения и медиации.
·Создание команды школьников-медиаторов службы примирения.
Важность участия учащихся в службе медиации:
1. Это дает возможность улучшать взаимодействие и понимание в ситуациях, где взрослым трудно достучаться до участников конфликта.
2. Подросткам проще получить доверие сверстников.
3. Для самих школьников-медиаторов работа в школьных службах примирения помогает им развивать коммуникативные навыки, способности ведения переговоров, поиска решений, управления эмоциями, ассертивного (уверенного) поведения и другие.
4. Подростки-медиаторы легче и быстрее формируют готовность к профессиональному выбору.
Что может дать медиация школьникам:
1. Школьники принимают более активное участие в разрешении проблем, возникающих в школьной среде.
2. Школьники учатся более открыто говорить о своих чувствах и делиться своими идеями.
3. Школьники учатся более позитивно оценивать разрешение конфликтных ситуаций.
4. Школьники берут на себя ответственность за разрешение спора и возмещения вреда в случае противоправного поведения.
5. Школьники учатся управлять собственными конфликтами и предупреждать их.
6. Школьники учатся признавать право каждого на различия в личностных особенностях и мнениях.
7. Полученные навыки ведения диалога в процессе медиации школьники переносят в другие ситуации, а также во взрослую жизнь.
Что может дать медиация школьникам-медиаторам:
1.У них повышается самооценка.
2.Развиваются лидерские качества.
3.Улучшаются речевые способности и коммуникативные навыки.
4.Они приобретают навыки ассертивного (уверенного) поведения, учатся управлять своими эмоциями.
5.Развивается их конфликтологическая компетентность.
6.Они заинтересованы в профилактике насилия в школьной среде.
7.В своей собственной жизни они ориентированы на разрешение конфликтов мирным путем.
Что может дать медиация школьной среде:
1.Снижается количество школьных конфликтов.
2.В разрешении конфликтных ситуаций идет ориентация на конструктивные, примирительные способы.
3.Снижается количество правонарушений со стороны школьников.
4.Среди участников школьной среды растет способность к сотрудничеству и взаимопониманию.
5.Повышается уровень успеваемости.
6.Улучшается социально-психологический климат школьного класса.
7.Растет сотрудничество между педагогами и родителями, родители проявляют большую заинтересованность в учебной деятельности ребенка.
Что школьники могут сделать для развития школьной службы медиации:
·Пройти обучение по программе подготовки медиаторов (посредников).
·Осваивать технологию медиации, переговорные техники и восстановительные программы.
·Следовать принципам и ценностям восстановительного подхода.
·Помогать друзьям, сверстникам (и родителям) в примирении.
·Рекомендовать друзьям обращаться в службу примирения.
·Сохранять свою нейтральность.
·Следовать этике поведения медиатора.
Что педагоги и администрация школы могут сделать для поддержки школьной службы медиации:
·Организовать обучение медиаторов.
·Организовать открытие школьной службы медиации.
·Доверять школьникам-медиаторам, верить в их способность разрешать конфликты.
·Давать достаточное время для разрешения конфликта в службе примирения.
·Проводить конференции, конкурсы, фестивали для взрослых кураторов и школьников-медиаторов.
·Переправлять обращения по конфликтным ситуациям в службу медиации.
·Внести пункт о службе примирения в отчетные показатели школы.
В процессе обучения в школе каждый ребенок, взрослый хотя бы раз был вовлечен в конфликты (с другими учащимися, с педагогами или родителями), становился в них обидчиком, жертвой или невольным свидетелем. Поскольку при административном и уголовном наказании не проводится работа с подлинными причинами конфликтов и с чувствами конфликтующих, конфликты нередко остаются, по сути, неразрешимыми. Поэтому в нашей школе создана служба примирения. Школьная служба примирения – это команда взрослых (кураторов) и подростков (медиаторов), прошедших курс подготовки по медиации, которая стремится: — разрешить конфликтную ситуацию конструктивным способом; — дать возможность существующим в школе сообществам понять друг друга и увидеть в каждом человека, исходя из личностных, а не ролевых отношений; — снизить уровень агрессивности в школьном сообществе.
Правовой основой создания и деятельности служб школьной медиации является:
·Конституция Российской Федерации;
·Гражданский кодекс Российской Федерации;
·Семейный кодекс Российской Федерации;
·Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;
·Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
·Конвенция о правах ребёнка;
·Конвенции о защите прав детей и сотрудничестве, заключённые в г. Гааге, 1980, 1996, 2007 годов;
·Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»
Приказ о создании школьной службы медиации
План работы школьной службы медиации на 2020-2021 учебный год